«Рогатый» транспорт отмечает юбилей


ПЕРВЫЙ ТРАМВАЙ ПРОКАТИЛ ЛИПЧАН РОВНО 70 ЛЕТ НАЗАД

Ровно 70 лет назад 7 ноября 1947 года в Липецке запустили трамвайное движение.
Для районного городка с грунтовыми улицами и отсутствием, какого либо, общественного транспорта вообще, это стало настоящим событием. Однако после войны прошло всего два года – народное хозяйство страны разрушено и денег на обустройство трамвайного сообщения Липецку не выделили. Поэтому заботы о новом транспорте легли на баланс крупнейших городских предприятий, а пути для трамваев прокладывали сами липчане – в будние дни на народную стройку совершенно бесплатно выходили сони человек,
а в выходные - десятки тысяч.

Работы велись в основном вручную, поэтому первая линия длиной всего
в 4,7 километра, строилась долго. Начиналась она в районе Спиртзавода, заканчивалась у проходных ЛТЗ. Линия была одноколейной, поэтому для работы нескольких составов одновременно построили три разъезда на остановочных пунктах «Депо», «Канатка» и «Шлаковый откос».
Первый состав.
Найти сейчас первого водителя трамвая— задача из разряда невыполнимых. Ведь прошло уже 70 лет. Зато в Липецке есть немой свидетель пуска трамвайного движения. Это любимый горожанами вагон «Лип Липыч». Точный возраст деревянного трамвайчика никто назвать не может, известно только, что его собрали в период с 1927 по 1936 годы. Лип Липыч одним из первых начал катать липчан из дома на работу и обратно. Несмотря на всё,
что пришлось пережить городскому транспорту, раритетный трамвайчик удалось сохранить. Почетный пенсионер всегда при параде и готов катать липчан по праздникам. Правда, ветеран липецкого транспорта уже не отвечает современным меркам безопасности, и пока стоит на запасном пути.

Лип Липыч — уникальная единица трамвайного дело. Его раньше выпускали на линию в День города, и липчане задолго до начала бесплатной поездки
в раритетном транспорте занимали очереди на остановках. Этот трамвай — настоящий эксклюзив для Липецка: деревянные сиденья, вместо отопления — раскаленные камни под ногами водителя, грохот в салоне и ручное управление. За штурвалом Лип Липыча из года в год стоит водитель Юрий Осипов.

- Первый раз я вышел на линию на Лип Липыче около десяти лет назад. Всегда приятно видеть эмоции липчан, особенно детей — для них поездка на старинном трамвае настоящее погружение в историю. Можно сказать, что радости как раз целый трамвайный вагон. В управлении Лип Липыч, конечно, нелегкая задача, так как сегодня мы работает совершенно на иных трамваях.
А Лип Липыч — абсолютно ручная машина, душевная, - считает Юрий Осипов.

Трудно представить такое событие, как запуск общественного транспорта
в советском городе, который до этого его не знал, в какой-то либо другой праздничный день, кроме 7 ноября. К тому же в 1947 году праздновалось
30-летие Великой Октябрьской социалистической революции; и запуск трамвая решили приурочить к юбилейной дате. Как вспоминают старожилы, первый трамвай Липецка был странным – контактную линию вдоль рельсов еще не проложили, поэтому состав из двух вагонов тянул трофейный мотовоз, вместо дверей у вагонов - удивительные литые узорные решетки.

Почему же первый трамвай запустили в промышленной части города?
В послевоенное время шло восстановление экономики, соответственно, липецкие заводы наращивали темпы производства семимильными шагами.
А предприятиям, что на левом берегу, были нужны руки, что на правом берегу. Поэтому городской транспорт в первую очередь решил проблему доставки рабочих на заводы.
С трамвая – в воду
Константин Власов работает директором предприятия «Липецкий пассажирский транспорт» с начала осени. А с трамваем, как видом городского транспорта, Константин Власов познакомился еще ребенком. Семья Власовых жила на улице Плеханова, по которой тогда проходила трамвайная линия.
- Мое первое знакомство с трамваем состоялось, наверное, еще в младенческом возрасте. Скорее всего, первую поездку в нем я совершил на руках мамы. С трамваями связано яркое воспоминание моего детства: мне было около пяти лет, когда папа устроил интересную экскурсию. Мы с ним сели на трамвай и поехали в поселок Тракторостроителей. Это тогда была, наверное, самая длинная трамвайная ветка Липецка. Трамвай ехал несколько медленнее другого городского транспорта, и у меня была возможность посмотреть почти на весь город. Во время этой экскурсии папа еще и рассказывал о достопримечательностях Липецка. Это воспоминание я сохранил до сегодняшнего дня. Как липчанину, мне было бы очень приятно, если бы наш городской рельсовый транспорт стал бы одним из лучших в России — комфортным, современным, экологичным и скоростным.

Город и заводы росли, и липецкий трамвай вместе с ними. Уже в 1948 году трамвайная ветка соединила Площадь Мира с ЛТЗ, еще через пару лет открыли новое депо, а в 1954 году трамвай через Соляную (Советскую) улицу от улицы Литаврина трамвай начал ходить на Колхозную площадь. Сегодня липчане её знают как площадь Победы.
Как и любой мальчишка, юный липецкий трамвай любил озорничать. Конструкция дверей первых составов позволяла открывать их самим пассажирам.
Водитель трамвая Наталья Александровна — помнит множество историй, связанных с этим видом транспорта.

- « В трамвае липецком холодном начинала я свой путь», - начинает нараспев Наталья Александровна. - Сидишь в кабине, лицо все красное, окошки маленькие, от мороза замерзли и ничего в него не видно. Водили мы сразу по два трамвая, в качестве зеркала заднего вида использовали маленькое дамское. Через него я и смотрела, если ли входящие и выходящие пассажиры во втором вагоне. Было так холодно, что в первом вагоне дверь открылась, а во втором — нет. И в итоге у меня пассажир уехал на Новолипецк, хоть должен был выйти на Литаврина. Ох, как он и ругался!

Трамвайный маршрут пролегал по мосту через реку Воронеж. И детвора не смогла упустить такую возможность. Летом ребятня открывала двери вагонов и прямо на ходу прыгала из трамвая в реку. Недолго и до беды. Тогда липчане обратились к конструкторам, чтобы те разработали безопасный вариант дверей салона. Те думали-думали, да и предложили закупать трамваи у прибалтов.
Вскоре трамвай ходил уже по всему городу. Открыто трамвайное кольцо у трубного завода, маршрут, соединявший Новолипецкий завод с Соколом, запущена ветка по улице Циолковского, проложена линия до стана 2000.
В 1982 году в городе запускают трамвайный маршрут №13 и прокладывают пути по Октябрьскому мосту.
Липчанин Анатолий Кочетков познакомился с трамваями в 1983 году. И уже 34 года работает на липецком транспорте. Когда Анатолий приехал в Липецк из Тамбовской области, то не знал, куда пойти работать. При этом, ему очень нравилась профессия водителя троллейбуса. Но только что пришедшему из армии юноше нужна была хотя бы комната в коммунальной квартире, которую предлагали водителям трамваев. И мужчина ни разу не пожалел о том, что стал водить трамвай. Первым маршрутом Анатолия Кочеткова стал №13 — от Центрального рынка до кольца 9 микрорайона. Несмотря на несчастливое число, это ветка сохранена в Липецке и сегодня, но маршрут называется№1.
И тогда, и сейчас этот путь пользуется популярностью.

Виталий Гурьев пришел на предприятие городского электротранспорта 12 июля 1982 года. 17-летний липчанин хотел уйти в армию со своими сверстниками, и поэтому стал поступать в институт, а пошел работать. Устроился слесарем в транспортное предприятие. Потом вернулся сюда уже руководителем. По его мнению, липецкий трамвай — это перспективное направление, для которого создается грамотная эффективная концепция развития.

В 1988 году липецкий трамвай обновляется до неузнаваемости. Теперь пассажиров возят чешские вагоны «Tatra-T6B5». До смутных времен перестройки в городе успели открыть кольцо 21 микрорайона.
Развал СССР липецкий трамвай встретил, скрепя рельсы.
Начальник технического отдела Виталий Гурьев: «Говорить о том, что в девяностые трамваи в Липецке разворовали и попилили на металл — неверно. Перестроечные времена хоть и были тяжелыми, но мы смогли сохранить и троллейбусы, и трамваи. Несмотря на кризис, мы, в отличие от многих, сохранили муниципальный транспорт».

С приходом 90-х трамвай оказался слишком дорогим для города. Подвижной состав начал сыпаться, денег на развитие трамвайной сети у Липецка уже не было.

В нулевые всего за три года трамвайное сообщение резко ужалось. Грохота колес уже не слышит ни Первомайская, ни Неделина, ни Гагарина, ни Плеханова...
Развал СССР липецкий трамвай встретил, скрепя рельсы.
Начальник технического отдела Виталий Гурьев: «Говорить о том, что в девяностые трамваи в Липецке разворовали и попилили на металл — неверно. Перестроечные времена хоть и были тяжелыми, но мы смогли сохранить и троллейбусы, и трамваи. Несмотря на кризис, мы, в отличие от многих, сохранили муниципальный транспорт».

С приходом 90-х трамвай оказался слишком дорогим для города. Подвижной состав начал сыпаться, денег на развитие трамвайной сети у Липецка уже не было.

В нулевые всего за три года трамвайное сообщение резко ужалось. Грохота колес уже не слышит ни Первомайская, ни Неделина, ни Гагарина, ни Плеханова...
Трамвай хотели выгнать и с улиц Циолковского
и Московской, но за любимого старичка
вступились сами жители.
К 70-летию Победы липчане своими силами переоборудовали
и отремонтировали один из составов. К юбилею Победы на улицы города вышел трамвай с новой обшивкой салона, креслами, полом, внешним убранством. Успешный проект позже повторили и обновили еще одну единицу
подвижного состава.

70-летний юбилей липецкий трамвай встречает на перепутье. В городе обсуждается несколько концепций развития общественного транспорта, в том числе и с модернизацией трамвайного движения.

Директор МУП «Липецкпассажиртранс» Константин Власов: «Разработка путей и стратегии кардинального обновления и модернизации трамвайного сообщения — это задача, поставленная передо мной администрацией Липецка. Рельсовый транспорт города — это не только трамваи, но и путь, система энергоснабжения — подстанции, контактная сеть. Когда мы говорим о развитии трамвайного сообщения, то должны понимать, что это — целая инфраструктура, которая нуждается в комплексном обновлении и модернизации. К сожалению, в девяностые все плановое финансирование по поддержанию трамвайного сообщения в Липецке было прекращено. В то время развитие трамвая остановилось.

Наша задача — сделать все, чтобы в течение ближайших двух-трех лет дать городу современный рельсовый транспорт. В это понятие объединены легкое метро и скоростной трамвай. Для модернизации рельсовой транспортной инфраструктуры нужны колоссальные средства. Мы оцениваем вложения в 7,6 млрд рублей. Это стоимость обновления подвижного состава, контактной сети и тягловых подстанций.

При создании плана обновления мы рассматривали несколько видов транспорта — легкорельсовый транспорт (скоростной трамвай), подвесной монорельс и также метро мелкого заложения.
Огромный плюс в поиске инвестора нам дает развернутая в городе автоматическая система оплаты проезда. Ее можно назвать нашим качественным преимуществом при рассмотрении инвестором площадки для вложений среди других городов России. Для инвестора автоматическая система оплаты проезда — основной критерий входа в регион. Поэтому наши шансы при ее наличии существенно повышаются. Ряд встреч с конструкторскими бюро и компаниями, которые занимаются инвестициями в развитие рельсового транспорта, уже был проведен. В принципе, все они проявляют заинтересованность, и мы надеемся, что уже в следующем году найдем стратегического партнера и начнем реализацию проекта. Нулевой цикл проекта составляет год. В рамках инвестиционного партнерства мы рассматриваем концессионное соглашение. Развитие рельсового транспорта ляжет в основу создания в Липецке новой маршрутной сети, которая однозначно будет основана на трамваях. То техническое решение, что мы сейчас прорабатываем, позволит транспорту ходить максимально бесшумно и делать поездку комфортной для пассажиров, а работу сети — для всех горожан, которые живут в районах веток.
Рельсовый транспорт для Липецка — это не только экологичность, но и высокая эффективность в рамках использования городского пространства.
К примеру, что того, чтобы за час перевезти 50 000 пассажиров автомобилям нужна дорога шириной 150 метров, автобусам — 35 метров, и всего лишь 9 метров для перевозки рельсовым транспортом. Он самый оптимальный для использования в городе. Именно поэтому мы взяли курс на его сохранение и развитие.

Еще одно преимущество рельсового транспорта — это выделенное полотно для движения, которое практически не пересекается с автомобильными дорогами. Соответственно, при столкновениях машин трамвай в городе не встанет. Рельсовая логистика Липецка — это положительная отличительная особенность города, в отличие от других региональных центров, где у трамвая общее полотно с автомобилями и другим общественным транспортом.
Помимо прочего, мы намерены не только развивать рельсовый транспорт или модернизировать его на существующих участках, но и строить новые ветки. Они должны наладить эффективное транспортное сообщение со строящимися микрорайонами Липецка. И мы понимаем, что для липчан сейчас принципиален магистральный транспорт, который доставит их из одного района города в другой, с работы — домой и обратно. Кроме того, в развитии рельсового транспорта заинтересовано и градообразующее предприятие: чтобы сотрудники комфортно и быстро передвигались по городу.

Соответственно, высвобождается дополнительное парковочное пространство, да и не у каждого цеха можно оставить свой личный транспорт. В этом плане трамвай незаменим, так как на территорию комбината заходит рельсовая ветка. Строительство новых веток должно пройти именно по новым микрорайонам. Сейчас мы просчитываем три варианта продолжительностью 14, 22 и 36 км. Необходимо выверить стоимость и возможность входа в существующие коммуникации и инфраструктуру. Совместными усилиями мы этот вопрос
с администрацией Липецка обязательно решим положительно».

Сегодня трамвайное движение в Липецке
-1-
Это три маршрута
27 единиц на линии в будни и парк из 47 трамваев.
-2-
Средний возраст липецкого трамвая
около 25- 27 лет
-3-
Проложено
Для его маневров по городу проложено почти 70 км рельс
— 69 км и 700 метров.
Городской транспорт начинает работу в Липецке в полпятого утра. Соответственно, водитель трамвая должен быть готов к выходу на маршрут еще в три часа ночи. Специалистов по городу собирает дежурный транспорт. По прибытию
в депо начинается подготовка трамваев
к рабочему дню. Самые усердные трамваи работают по 16 часов в сутки, меняя
и пассажиров, и водителей.
PS:
депутаты Липецка одобрили реорганизацию «Липецкпассажиртранса» и выделение из него структуры, заведующей городским электротранспортом. С реализацией этого решения в транспортной системе Липецка начнется новый виток развития.
Благодарим за содействие в создании материала
МУП «Липецкпассажиртранс»
городской музей декоративно-прикладного и народного искуства
фотографа Павла Кашина за уникальные снимки
comments powered by HyperComments
Made on
Tilda